ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА: во что обойдется поездка на рыбалку в Норвегию

Один самых часто задаваемых вопросов в связи с рыбалкой в Норвегии - сколько стоит? Конечно, стоимость такой поездки зависит от многих условий и разброс довольно большой. Я попытался вывести "среднюю температуру по больнице", просчитав поездку на рыболовную базу BigFishAdventure на острове Соройя. 
 Оптимально на такую рыбалку отправляться группой 3-6 человек, потому что на норвежских рыболовных базах в большинстве случаев туры продаются пакетами: коттедж или апартаменты на 4-6 человек плюс лодка на 3-4 человека (вторая лодка, если надо, предоставляется дополнительно).
Таким образом, базовые параметры моего расчета будут такие:
- группа 4 человека
- база BigFishAdventure, остров Соройя (север Норвегии)
транспорт: из Москвы, автомашина 1,8 л, бензин
- продолжительность тура 7 дней с субботы по субботу

Выбор маршрута и его стоимость.
Наиболее оптимальный по времени и расстоянию маршрут
Москва-Санкт-Петербург-Выборг (погранпереход Торфяновка) - далее по Финляндии через Оулу до норвежского городка Оксфьорд (Oksfjord), а оттуда паромом (1,5 часа) га остров Соройя в город Hasvik. Весь путь составляет 2540 км.


Вариантов преодолеть этот путь на автомашине два: полностью "на своих колесах" или частично проехать на поезде (с машиной) - от Хельсинки до Оулу, Колари или Рованиеми. 
Обычно мы ездим в два водителя, но даже так это расстояние в один прием проехать тяжело даже летом, а весной (когда на севере Финляндии и в Норвегии еще реальная зима) и подавно. Мы всегда ездим с обязательной ночевкой, а весной иногда и с двумя. Но в расчете буду исходить из одной ночевки - в отеле или в поезде.

Итак, расчет стоимости маршрута полностью "на своих колесах":
От Москвы до Торфяновки 950 км. Расход топлива на этом участке примерно 9 л на 100 км. Таким образом, на этот участок уйдет 105 л бензина. Исходя из объема бака 60 л, перед финской границей в баке останется примерно 10-15 л. Дольем "до полного" еще 45 л нашего "недорого" бензина.
Получилось, что нашего бензина мы купили 150 л = примерно 6250 руб (по ценам на момент написания поста)   
От Торфяновки до Оулу 650 км. Большую часть мы проедем еще на российском бензине и его должно хватить до Оулу, потому что тут расход будет по-меньше, примерно 8 л на 100 км за счет того, что ехать придется "по знакам" на самой экономичной скорости 80-100 км/час. 
Ночевка в отеле будет стоить минимум 80 евро за двухместный номер,
т.о. за два номера в отеле придется отдать 160 евро или 11500 руб


На второй день пути нужно преодолеть 820 км от финского Оулу до паромного терминала в норвежском городке Оксфьорд. При выезде из Оулу придется заправиться уже финским бензином (почти полный бак, 60 л). Этого чуть-чуть не хватит до местечка Ruijantie перед норвежской границей, где есть последняя на этом маршруте финская АЗС (и хорошее кафе, где можно отдохнуть). Поэтом где-то по пути, остановившись, чтобы размять ноги, нужно долить еще 10-15 л, а в Ruijantie заправиться под крышку "дешевым" финским бензином (еще 50-60 л).
Таким образом, на финской территории мы купили 130 л бензина =  примерно 160 евро = 11500 руб

От Ruijantie до Оксфьорда остается 320 км. С учетом горных участков дороги на них уйдет примерно 40 л бензина. Хватает с избытком, но нам нужно учесть, что на Соройе АЗС одна, в 30 км от базы и бензин там очень дорогой. Поэтому, по пути из Ruijantie в Оксфьорд в норвежском городе Алта, через который проходит наш путь, я подливаю 10-15 л норвежского бензина - на всякий случай. 
Это примерно 27 евро = 2000 руб

Итак, мы практически добрались до места назначения и в баке осталось примерно 35 л бензина. 

Паром Оксфьорд-Хасвик стоит около 60 евро = 4300 руб (машина и 4 человека) в одну сторону.

Итак, наш путь туда стоил 35500 руб

И сразу посчитаем обратную дорогу. На обратном пути у нас маршрут делится несколько иначе - в первый день мы едем примерно 1100-1200 км  - приходится учитывать, что паром не позволяет выехать рано утром, а на маршруте километров 300 горных дорог. Ночуем в центральной Финляндии, не доезжая города Явискюля (Jyväskylа) в придорожном мотеле или в самом  Явискюля. 
Ночевка на обратном пути минимум 160 евро = 11500 руб

Если исходить из того, что на Соройе ездить на машине особо не придется, то перед стартом обратно у нас в баке остается примерно 30 л бензина. От Оксфьорда до довольно большого норвежского города Алта, через который проходит наш маршрут (и где мы уже "перехватывали" пятнашку на всякий случай по пути туда) около 120 км. То есть спокойно доезжаем до Альты, потратив на горной дороге примерно 15 л.
Итак, у нас в баке около 15 л, а до нашей "дешевой" финской АЗС в Ruijantie около 200 км. Дорога пойдет большей частью через каньон и горы, поэтому расход будет около 12 л/100 км. Значит, чтобы дотянуть до финского бензина, нам нужно долить в Альте 15-20 л.
Итого на обратном пути мы купили норвежского бензина на 35 евро = 2600 руб

На АЗС в  Ruijantie заливаем полный бак 60 л. До места ночевки 700-800 км, а до границы 1100 км. То есть вечером ближе к мотелю нам придется заправить еще одни полный бак и на нем на следующий день м доедем до границы и нашего бензина.
Т.о. на обратном пути мы купили 120 л финского бензина = 145 евро = 10400 руб

К российской границе подъезжаем с "пустым" баком. 
До Москвы нам потребуется примерно 120 л бензина = около 5000 р
Тут нужно иметь ввиду, что на погранпереходе Торфянова АЗС на нашей стороне находятся прямо у границы. а если ехать через пп Брусничное, то там до ближайшей АЗС еще придется "пилить" километров 20-25.

Таким образом, на обратную дорогу мы потратили 29500 руб

Итого, дорога туда и обратно обошлась нам в 65000 руб


Теперь посчитаем маршрут с проездом части пути на поезде с машиной
Два слова о так называемом финском ночном поезде car-carrier train. В расписании есть несколько маршрутов, интересных с точки зрения роезда в сторону северной Норвегии - из Хельсинки и из Тампере и до Оулу, Колари и Рованиеми. Но есть ограничения по высоте автомобиля. Дело в том, что для перевозки автомашин в Финляндии есть два вида платформ:
- платформа GFOT: на нижнем, крытом, ярусе позволяет погрузить 10 автомобилей высотой до 165 см, на верхнем (открытом) - две автомашины высотой до 205 см, две - до 230 см и одну - до 260 см.
- платформа HCC: оба яруса крытые, с освещением и вентиляцией. На верхний ярус помещается до 6 автомашин высотой до 184 см, на верхний - до 6 автомашин высотой до 204 см.
У нас высота автомашины с боксом на крыше 212 см, таким образом нам подходит только вагон GFOT. А они есть только в поезде Хельсинки-Оулу. Поэтому остальные маршруты конкретно нам не подходят.  Поэтому этот вариант я считаю с проездом на поезде из Хельсинки до Оулу.
Из Хельсинки, а точнее от станции Пасила (Pasila), которая находится в 5 минутах езды от центрального вокзала и является терминалом для поездов этого типа, поезд отправляется около 18 часов (погрузка машин за час). В Оулу он прибывает около 6 утра. 

Итак, от Москвы до Торфяновки маршрут абсолютно одинаковый с предыдущим. И тот же расход бензина - 150 л = примерно 6250 руб 
От Торфяновки до терминала в Пасиле 185 км, преимущественно по скоростной дороге. Моя машина на 130 км/час "ест" 10 л на сотню. Таким образом, перед погрузкой в поезд в баке должно остаться около 40 л.

Стоимость проезда на поезде до Оулу машина + 2 двухместных купе стоит 305 евро = 21950 руб.

Дальше маршрут повторяется в точности: от Оулу 550 км до Ruijantie, где нужно заправиться "под пробку" финским бензином. Это примерно 50 л бензина. Но у нас в баке есть 40 л. Значит, где-то по дороге добираем 20-ку примерно на 25 евро = 1800 руб. и доезжаем до Ruijantie
В  
Ruijantie заливаем 60 л = примерно на 5200 руб
Т.о. по пути туда мы купили финского бензина на 7000 руб 

От Ruijantie до Оксфьорда остается все те же 320 км на которые уйдет примерно 40 л бензина. И так же в Альте, я подливаю 10-15 л норвежского бензина - на всякий случай. Это примерно 27 евро = 2000 руб

Дальше паром  60 евро = 4300 руб (машина и 4 человека) в одну сторону   и мы на Соройе с 30-35 л бензина в баке.

Итого во втором варианте дорога туда обошлась нам в 41500 руб

Схема обратного пути в варианте с поездом такая. мы едем 850 км от Соройи до Оулу, садимся вечером в поезд и в начале 7-го утра выгружаемся в Пасиле, откуда до Москвы 1100 км.

Расчет обратного пути до Ruijantie полностью совпадает: перед стартом обратно у нас в баке примерно 30 л бензина, а в Альте доливаем 15-20 л.
Итого на обратном пути мы купили норвежского бензина на 35 евро = 2600 руб

От Ruijantie до вокзала в Оулу 850 км, а от Пасилы до границы - 185 км. Итого 1035 км. Это примерно 90 л бензина. На АЗС в  Ruijantie заливаем полный бак 60 л и добираем в пути еще 40 (с запасом). 
Т.о. на обратном пути мы купили 100 л финского бензина = 8650 руб.

Стоимость обратного проезда на поезде из Оулу машина + 2 двухместных купе такая же - 305 евро = 21950 руб.

Ну, и до Москвы нам нужно примерно 120 л бензина = около 5000 р

Итого на обратный путь с поездом мы затратили 38200 руб

Всего дорога туда и обратно в варианте с поездом 79700 руб

Но чаще всего мы комбинируем маршрут: туда едем на своих колесах, а обратно - с поездом. В таком варианте стоимость проезда туда и обратно будет примерно 
35500 + 38200 = 73700 р


Стоимость тура на базе
Стоимость недельного тура на базе BigFishAdvenure - апартаменты + лодка стоит около 140000 руб на неделю
В эту сумму не входит потраченный бензин. Обычно получается где-то 250-300 евро (если хорошая погода). Это 21600 руб
Итого стоимость собственно тура получается примерно 162000 руб

Прочие затраты
По пути туда примерно мы в Финляндии закупаем продукты примерно на 150 евро и на 50 евро берем из Москвы.
В дьюти-фри на границе закупаемся на 70-80 евро
Примерно на 100 евро мы считаем мелкие траты в дороге - кофе  и т.д. 
Итого прочие затраты примерно  27000 руб

Ну, и общий итог:
Стоимость поездки с комбинированным маршрутом получается около 260000 руб, то есть примерно 65 тыс с человека

Но нужно понимать, что бывают как более дорогие, так и более дешевые базы и туры соответственно. Сэкономить можно на отелях, не на все базу нужно плыть на пароме и т.д.