"А Я ЕДУ, А Я ЕДУ ЗА МЕЧТАМИ..." Июньская рыбалка в норвежском заполярье

Лето - благодатное время для рыбалки на севере Норвегии. Уловы становятся разнообразными - из глубины после зимовки к берегам подходят крупная зубатка и палтус, активизируется красный окунь. В шхеры и фьорды заходят стаи сельди, мелкой сайды, макрели, а за ними - те, для кого это "праздник живота" - крупная сайда и треска. Конечно, уловы не такие большие, как весной "на скрее", но тем интереснее, а при желании можно отличиться и летом
Июнь в норвежском заполярье похож на апрель у нас в центральной полосе - природа оживает после зимы, появляются первые цветочки, глаз радует молодая зелень на березках. И при этом вершины гор все еще "пудрятся" снегом. Многих эта северная красота завораживает, и меня в том числе.

Погода тоже "исправляется" - шторма случаются, но уже не так часто, как весной или осенью.
Но вернемся к главному - рыбалке. У меня есть давняя мечта - поймать большую пятнистую зубатку. Вот такую (или по-больше):

Вообще-то пятнистая зубатка обитает на очень больших (с точки зрения любительской ловли) глубинах - 300-400 м и далеко в море. Однако есть в Норвегии место, где ее можно поймать всего лишь в километре от берега на глубине 150-200 м - в проливе между островом Соройя и материком, прямо напротив городка Хасвик. А о размерах этих красавиц красноречиво говорит рекорд местной рыболовной базы Big Fish Adventure - 25,3 кг!
Охота за этим трофеем и стала основной причиной нашего выбора места рыбалки - острова Соройя с базированием в Хасвике. Хотя, если честно, была и вторая: у юго-западной оконечности острова довольно легко (при правильном подборе оснастки) поймать некрупного, до 15-20 кг, палтуса. А где маленький, там и большой...

ПОДГОТОВКА
Рыбалку у Соройи я немного знаю и разделил бы ее на четвре основных вида:
ловля серой зубатки и некрупного палтуса (в прилове - менька) - не зависит от циклов приливов/отливов, фазы луны, погоды и т.д. и возможна в любое время;
красный окунь - активность зависит только времени года. Лето - хорошее время.
ловля трески и сайды на 100% зависит от приливов и отливов, а вернее от стай мелкой сайды, сельди и макрели, которые с приливом подходят к к берегу ("ход" начинается часа за 2 до пика прилива) и с отливом (в течении примерно 2-х часов) отходят в море. Таким образом, летом результативная рыбалка по треске и сайде скорее всего будет 2 раза в сутки по 3-4 часа. Кроме того, на клев может повлиять резкая перемена погоды (давления).
ловля камбалы - аварийный вариант на случай плохой погоды. Осенью у берега ловится хорошо независимо от приливов/отливов, фазы луны, погоды и пр., остальные времена года пока не проверены.

Практически не просчитывается ловля крупного палтуса. Время активности - лето у усилением к концу августа. Предпочтительные приманки, влияние погодных и других условий просчету поддаются с трудом. С определением мест стоянок могут помочь (если захотят :) ) многолетние наблюдения местных рыбаков, которые ловят ярусами.

Так же и с ловлей пятнистой зубатки - ничего толком неизвестно. Понятно что со дна, на глубине около 200 м, на наживку. но больше пока ничего. Места стоянок могут подсказать только промысловики.

О том, как выглядит мой летний "арсенал". я уже писал вот здесь ЧТО У ВАС, РЕБЯТА, В "РЮКЗАКАХ"...." (с)Для  рыбалки у Соройи пришлось брать практически весь.
Все гигантские джиг-головки Savage Gear были "оттьюнингованы" еще в Москве - на них были поставлены дополнительные петли
(о том, как это сделать, я писал вот здесь "ТЮНИНГ" ГИГАНТСКИХ ДЖИГ-ГОЛОВОК)
и смонтированы дополнительные крючки

По донным оснасткам просматривалось применение всей линейки: для ловли на мертвую рыбку и крупную наживку (палтус, возможно пятнистая зубатка), для ловли на наживку среднего размера (средний палтус, крупная серая и, возможно, пятнистая зубатка) и, наконец, для ловли на небольшую наживку (одинарный крючок) - отлично работающие снасточки по серой зубатке и небольшому палтусу. Небольшую корректировку пришлось сделать по грузилам: летом в Норвегии довольно часто бывает штилевая погода и для такого случая к обчным 500-граммовым грузилам были взяты и 300-граммовые.
Красного окуня мы не планировали ловить вообще, но пара ставок "для него" в ящик все же попали

Для ловли мелкой наживки (сайды, макрели) я взял самые простые "макрельные" ставки, но с крючками 2/0
а для ловли сайды по-крупнее (обычно мы ее не ловим, но иногда может потредоваться на наживку большой кусок чистого филе) - безотказные ставки с блеснами и крючком 8/0

Самый сложный вопрос - треска. Летом она редко сбивается в стаи, как весной. Обычно под косяками "мелочевки" охотятся крупные одиночки, которых и нужно исхитриться собзанить на поклевку. Чаще всего это удается сделать с помощью гигантских джиг-головок Savage Gear или Royber весом 400-500 гр с виброхвостом, но они хорошо работают только при нормальном дрейфе. В штиль все гораздо сложнее,. хотя иногда удается раззадорить треску большими твистерами.

ТРАФФИК
На рыбалки в Норвегию мы всегда ездим на машине - по времени получается 2 дня - не намного дольше, чем на самолете (при перелете без ночевки не обойтись), но заметно дешевле и снаряжения можно взять в разы больше, чем в багаже по билету.

Обычно мы строим маршрут так, чтобы ночь по Финляндии проехать на поезде (с машиной), но на этот раз поздно спохватились и билетов на поезд уже не было. Поэтому на этот раз наш путь состоял из двух частей - 1550 км из Москвы до отеля в финском городке Оулу, ночевка и затем 850 км до местечка Окфьорд, откуда на Соройю ходит паром.
До погранперехода Брусничное под Выборгом (950 км) мы в спокойном режиме без сильных нарушений скоростного режима (номинал + 20-25 км/час) доехали всего за 10 часов. Забегая вперед скажу, что через неделю в обратном направлении, "педаллируя" в таком же режиме, от Торфяновки до МКАД мы уложились уже в 9,5 часов. Верится с трудом, но это так. Все это - результат реконструкции трассы М10 и ввода в строй двух участков будущей скоростной автотрассы Москва-Санкт-Петербург. Подробно об этом участке пути можно почитать вот здесь http://fishingroads.blogspot.ru/2015/05/2015.html

В Оулу мы заночевали в автоматическом отеле Forenom. С подобной системой впервые мы столкнулись в апреле, когда ехали на остров Сенья (http://www.seaanglers.blogspot.ru/2015/04/blog-post.html). Забронировали номер через booking.com, получили по электронной почте подтверждение, адрес и GPS координаты. В день заезда днем на телефон пришла  смс с номером комнаты и кодом входного замка (он же открывает и комнату).

Приехали, открыли, зашли, разместились. Круглосуточная бесплатная парковка во дворе, а со стороны улицы бесплатно можно стоять с 18 до 8 утра. Утром, так и не встретив никого из обслуживающего персонала, спокойно поехали дальше

На второй день наш маршрут был почти вдвое короче - 850 км от Оулу до местечка Оксфьорд, откуда отправляется паром на Соройю. Быть там нужно не позднее 19,30 (по местному времени) -  последний паром в Хасвик отправлятся в 19.45. Учитывая то, что треть пути пройдет по горным серпантинам, на дорогу мы закладывали 10 часов (средняя 85 км час).
Дорога через Лапландию проходит по холмистой местности с плавными поворотами, а местами и просто прямая, как стрела. Движения почти нет, максимально разрешенная скорость 100 и даже 120 км/час.

Незадолго до норвежской границы (30-40 км) мы обычно останавливаемся у придорожного кафе-магазина (GPS N68.57069°' E023.33551') - размяться, перекусить и дозаправить машину "дешевым" финским бензином (при кафе есть небольшая АЗС). Там можно приобрести и лапландские сувениры - магнитики, наклейки и пр. В магазинчике большой асортимент мороженной оленины, есть варенье из морошки, сушеная оленина к пиву и другие экзотические и обычные продукты.

Прохождение границы обычно состоит в снижении скорости до 30 км/час и проезде через через зеленый коридор, хотя вероятность попасть под выборочный контроль все же есть, поэтому нужно внимательно следить за сигналами светофора.

Дальше путь лежит в норвежский город Альта. От границы дорога начинает плавно подниматься в горы и пейзаж меняется: невысокий лес, кустарник кустарник, скалы. Подъем на перевал происходит очень плавно, а вот вниз дорога идет по великолепному по своей красоте глубокому ущелью (видео).

Не менее красив и путь от Альты в Оксфьорд - она идет по берегам фьордов, дважды поднимаясь на перевалы.

Почти на всем протяжении (120 км) от Альты до Окфьорда дорога двухрядная с хорошим покрытием. Правда, на участке 20-40 км от Альты идет серьезная реконструкция и движение в нескольких местах организовано реверсами (со светофорами) и скорость не превышает 30-40 км/час видео. Дальше движение более чем спокойное. Но расслабляться не стоит -дорога довольно извилистая видео, а за поворотом может ожидать "сюрприз", например, в виде оленей... видео ,

И особо нужно обратить внимание на непривычный тоннель немного недоезжая Оксфьорда: он старый, в один ряд с карманами для разъезда, которые находятся только с правой стороны. Поэтому автомашины, едущие из Окфьорда, имеют преумущество - "прятаться" должны те, кто едет со стороны Альты. видео (на видео мы движемся в сторону Альты, а карманы для встречных)

Паромный терминал находится слева от дороги не доезжая Оксфьордка километр-полтора. Как всегда на паромных терминалах, на площадке ожидания размечены коридоры для машин по направлениям.

Паром небольшой, поэтому погрузка начинается минут за 15 до отхода.

Доступ к машинам во время движения парома неразрешен. Для пассажиров в носовой части находится салон. Оплата при погрузке или после отправления - подходит кондуктор. В салоне есть крохотное кафе   В пути паром около полутора часов.

Конечной целью нашего путешествия был город и порт Хасвик (Hasvik) - "центр жизни" острова Соройя. Помимо порта тут есть небольшой аэропорт, два супермаркета, бензоколонка, школа, больница и т.д. "Градообразующее" предприятие - небольшой рыбзавод. В Хасвике расположена и большая по норвежским меркам рыболовная база Big Fish Adventure - десяток коттеджей и небольшой отель с рестораном и баром.

РЫБАЛКА
Поскольку акватория нам была уже более или менее знакома, мы сразу приступили "к делу". На базу рыболовам предоставляют очень удобные 19-футовые алюминиевые лодки, "заточенные" под морскую рыбалку и позволяющие ловить при ветре до 7-8 м/сек), с 50-сильными четырехтактниками.

Лодки достаточно скоростные и при хорошей погоде позволяют легко облавливать акваторию в радисе 10-15 км.
Погода была и солнечная, и пасмурная, но все время со слабым ветром и таким же дрейфом.

На уже известных нам местах "проживания" серой зубатки и некрупного палтуса донные оснастки с наживкой из филе сайды работали исправно: "продовольственная програма" была быстро выполнена

и мы перешли к глубоководной рыбалке в надежде поймать пятнистую зубатку. Раз за разом мы утюжили свалы со 100 к 200 м, дрейфовали вдоль по 200-метровой впадины, но, к сожалению, ничего кроме крупного (и ненавистного) менька, нам поймать так и не удалось.

Пробовали донные оснастки с волочащимися по дну кусками рыбной филейки и светонакопительные гигантских джиг-головки также с подсадкой небольших косочков филейки.

Часа за два до пика прилива мы выходили на банки, у которых задерживались стаи мелкой рыбы в надежде поймать под ними треску, а может и палтуса.

С палтусом покрупнее тоже, можно сказать, получилось: первая поклевка была реализована и, хотя добыча была не столь крупной - всего 18 кг, но все равно приятно. Сработала уже многократно подтвердившая свою уловистость 450-граммовая джиг-головка расцветки "тупик" (puffin) от Savage Gear.

Вторая поклевка была более серьезной (и вновь на Savage Gear), но, к сожалению, мои надежды не оправдались: палтус, забрав в первый момент метров 70 шнура, после 15-минутной борьбы сошел с крючка - видимо, не очень жадно атаковал джиг-головку. По ощущениям, это была рыбина на 40-50 кг.
Обе поклевки случились в полводы, так как из-за штиля приходилось ловить "вертикальным троллингом" - опускать головку на дно на 100-120-метровой глубине и потом поднимать ее довольно быстро катушкой, чтобы "играл" виброхост.

А вот с треской у нас совсем не получилось. Удалось поймать лишь пару рыбин и то совсем не того размера, как хотелось

Мы так и не нашли "ключика" к крупняку: пилькеры не работали совсем (сайда не в счет), "вертикальный троллинг" джиг головками его тоже не вдохновил. Хотя крупная треска была: в один из тихих дней мы ушли в море километров на 8-10

и наткнулись там на огромные косяки макрели, которая веером выбрасывалась из воды, пытаясь избежать атак хищников снизу.
  • Я уже давно при поиске рыбы замечаю, где ловят местные промысловики (особенно ярусами - это что-то типа переметов, но  очень длинные, на сотни крючков), иду ловить в этот район и часто это себя оправдывает. Особенно весной. В данном на горизонте ловили два траулера и мы пошли посмотреть, что же они ловят тралами. Оказалось - макрель. А где макрель, там и крупняк.
Однако другие рыболовы, особенно бельгийцы и голландцы, хороших трещин все же привозили.

Из разговоров с ними получалось, что они в штилевую погоду ловили на совсем легкие снасти - 100-150-граммовые классические джиг-головки (шары) с 15-сантиметровами виброхвостами. Но самое интересное - они ловили классически - ступенчатой проводкой по дну. Видимо, треска стояла у дна и атаковала мелкую рыбу в верхних слоях воды с разгону, а потом возвращалась на дно. Это подтверждает и картинка на эхолоте - крупных рыбин в непосредственно близости к косякам млелочи не видно.

В общем, век живи - век учись. В нашем арсенале таких джиг-головок не было, как и легких (200-300 либров) палок.

А вот крупная сайда ловилась легко и классически - в толщине воды в косяках мелочи или в непосредственной близости от них. Клевала и на ставки с пилькерами, и на джиг-головки.

Любители силовой рыбалки добывали вполне зачетные экземпляры.

Красного окуня целенаправленно ловила только группа "заготовителей" из Чехии - они качали электрокатушками по нескольку рыбин за раз с глубины 150 м прямо напротив базы. Размер в основном небольшой - килограмм-полтора, но иногда встречались и более достойные экземпляры.

Без палтуса тоже мало кто остался, но трофейных при нас так никто и не привез

В целом июньская рыбалка у Соройи мне понравилась несмотря на то, что мечта поймать пятнистую зубатку вновь не сбылась. Зато есть повод приехать на остров вновь. Надеюсь попытать счастья в августе, заодно поучаствовавав в местном открытом турнире по ловле палтуса. А чем еще хорош август на Соройе - так это тем, что если шторм "нахлабучит", можно заняться тихой охотой - на острове много грибов - подосиновиков, личичек, подберезовико, есть даже белые.