АПРЕЛЬСКИЙ СКРЕЙ У СЕНЬИ

Пару лет назад мы уже побывали на острове Сенья весной, и та рыбалка оставила у нас самые хорошие воспоминания (см. СЕВЕР НОРВЕГИИ. ОСТРОВ СЕНЬЯ. МОРЕ... ТРЕСКИ). Поэтому, собираясь в середине нынешнего апреля на Сенью вновь, мы в тайне надеялись на то, что скрея (атлантическую треску) мы еще застанем, с погодой нам повезет и "праздник рыбалки" вновь повторится. И, надо сказать, Сенья нас и на этот раз порадовала.. 



Кто "в теме", знают, что в Норвегии основное место нереста скрея (атлантической трески) находится вокруг Лофотенских островов и архипелага Вестеролен на севере Норвегии. Но это довольно условно. На самом деле, двигаясь от Нордкапа, с января по март, скрей нерестится вдоль всего побережься севера Норвегии. Но его максимальная концентрация действительно происходит у Лофотен, Вестеролена и... у острова Сенья.
В Норвегии каждый год публикуется карта-схема промысловой концентрации скрея. В 2014 году она выглядела так (самые темные зоны - максимальная концентрация рыбы)



А вот карта нынешнего года


Во второй половине марта-начале апреле скрей постепенно начинает возвращаться назад в Баренцево море отъедаться после нереста. Поэтому, с точки зрения любительской рыбалки, "на скрея" можно попасть вплоть до конца апреля и даже начала мая.

Остров Сенья расположен рядом с Лофотенскими островами, чуть северней.  

А рыболовная база Norfish, которая и была целью нашей поездки - в небольшом поселке Грюллефьорд, расположеном в глубине одноименного красивейшего фьорда





ТРАФФИК
Маршрут на этот раз у нас был не совсем обычный. Как правило, на север Норвегии мы ездим "комбинированным" способом - Москва-Тампере на колесах, потом ночь на поезде (с машиной) до Лапландии и затем еще день (650-700 км) до любой базы на севере. 
На этот раз туда весь путь пришлось ехать на колесах, а вот обратно удалось от Оулу до Хельсинки проехать ночь на поезде. 
Дело в том, что апрель - пиковый сезон у лыжников, которые отдыхают в Лапландии, и даже за месяц-полтора купить билеты на поезда (с машиной) в Лапландию (до Колари или Рованиеми) и обратно почти невозможно. 
Поэтому по пути туда мы дотянули до Оулу, где и заночевали, а вот обратно решили все же съэкономить силы и время и воспользовались поездом Оулу -Хельсинки (билеты купили неожиданно легко - видимо, сказывается некоторая удаленность Оулу от лыжных курортов). Порадовало и то, что из Оулу ходят старые платформы и удалось взять билет для машины высотой до 230 см - это позволило мне поставить бокс.



Итак, путь туда: первая часть 1550 км Москва - Оулу, ночевка и 850 км до базы.

Я не фанат футбола. но чемпионат мира-2018 я уже люблю: благодаря ему появится скоростная дорога М11, два действующих отрезка которой уже сильно облегчили и сократили по времени наш путь. Мы "мухой" пролетели от МКАД почти до Солнечногорска, объехав десяток "населенок",



а объездная трасса вокруг Вышнего Волочка позволила избежать не только легендарной пробки в самом городе, но и большого участка раздолбанной дороги от Торжка до Вышнего Волочка    



Более подробно о маршруте Москва-Выборг можно прочитать вот здесь  http://fishingroads.blogspot.ru/2015/05/2015.html

Таким образом, дорога от Москвы до погранперехода Брусничное со всеми "кофебрейками" и заправками заняла около 11 часов. "Бруснику" мы выбрали потому, что до Оулу через Куопио на 100 км меньше, чем через Торфяновку. 


В Оулу мы заночевали в автоматическом отеле Forenom. С этой системой я столкнулся впервые. На вид обычный отель - забронировал номер через booking.com, получил адрес и GPS координаты. В день заезда днем на телефон прислали смс с номерами комнат и кодом входного замка (он же, как оказалось, открывает и комнаты). 



Приехали, открыли, зашли, разместились (номера вполне приличные, чистые), утром ушли, так ни разу никого не встретив. Круглосуточная бесплатная парковка во дворе, со стороны бесплатно можно стоять с 18 до 8 утра. 
Вторая часть пути от Оулу до Грюллефьорда труда не составила. Километрах в 20-30 от границы есть населенный пункт Kilpijarvi (место тусовки любителей снегоходв), где есть большая АЗС и где можно заправиться перед Норвегией "дешевым" бензином.



Обратный путь: доехали до Оулу, погрузились в поезд, в 7 утра вышли на станции Пасила (в 5 минутах от центрального вокзала Хельсинки, там находится терминал для разгрузки машин). И в 7.30 двинули через Торфяновку домой. И опять порадовали новые скоростные участки: несмотря на воскресные вечерние пробки в Подмосковье, дома были около 21 часа.

РЫБОЛОВНАЯ БАЗА NORFISH
База небольшая, начала работать с клиентами только в прошлом году. Но благодаря неуемной энергии хозяина Александра Сето развивается стремительно. На сегодняшний день рыболовам предлагается два дома ("серый" и "белый") , каждый до 8 человек, и две квартиры, которые находятся в цокольных этажах этих домов, на 4 и 5 человек. Расстояние между домами 200 м.




Рядом с "серым" домом находится разделочная, в соседнем помещении - морозильные камеры. 



Марина, где стоят лодки, расположена в 300-400 м от домов. Налегке дойти легко, но когда нужно перевезти снасти или улов, приходится использовать автомашину. Обычно это делает Александр на пикапе.


Сейчас на базе 5 лодок, в ближайшее время появятся еще.
Открытые пластиковые лодки Sting 535  с мотором 40 л.с.: мореходные, хорошо держат волну. Просторные: свободно ловят 4 человека. Есть съемный рундук. В моторный отсек входит два бака бензина. Переливать бензин не надо - просто переключаешь баки. Электроника: картплоттер совмещенный с эхолотом Reymarine. Меню на русском языке. 

  
Лодка с рубкой Quicksilver 605 - очень мореходная, мотор 100 л.с. Оборудована двумя постами управления. Бак стационарный 160 л. Электроника - картплоттер совмещенный с эхолотом Reymarine. Комфортно могут ловить до 4-х рыболовов.




РЫБАЛКА

Акватория, в которой нам предстояло ловить, была немного знакома: в нашу предыдущую поездку на Сенью мы были неподалеку и выходили в море как раз в сторону Грюллефьорда. 
Если позволяет погода, в пределах досягаемости классические свалы, на которых практически всегда есть рыба, и вообще очень разннобразный рельеф дна  


Есть и палтусиные поляны, и "яма", в которой постоянно держится красный окунь. То есть рыбалка возможна разнообразная. 
Но мы приехали в первую очередь за скреем, а вот с ним-то возникли "проблемы": нынешней весной он не подошел близко к берегу и держался на расстоянии 10-15 км. При хорошем прогнозе погоды можно было себе позволить туда "сбегать", но первые три дня ветер был хоть и не очень сильный - до 6-7 м/сек, но все равно не позволял на небольшой лодке идти так далеко. Поэтому мы начали свою рыбалку с "ближнего кордона".





Но вот четвертый день дал нам шанс - был обещан штиль, и мы с утра рванули за скреем туда, где на горизонте были видны промысловики.



Подход к заветному месту стоянки скрея четко показал эхолот


Рыба стояла "классически": на глубине 80 - 90 м, снизу "стеной" самки, сверху над ними барражировали самцы.


Клевали в основном самцы (в толще воды) и со дна - отнерестившиеся самки. Ни одной икрянки не попалось. Поклевки жесткие, "злые". Размер как из инкубатора - 7-10 кг. И только изредка вваливалось что-нибудь поближе к двадцатке. 

 . 

Надежды "выцедить" из стаи что-нибудь трофейное так и не оправдались, но удовольствие от рыбалки мы получили.
Случился и неожиданный улов: на светонакопительную 3D головку Savage Gear  я вытащил мольву вполне приличного размера (7-8 кг), что для севера Норвегии невероятно. 


Объяснение сему феномену, на мой взгляд, может быть только одно: глобальное потепление воды. Подтверждение тому - появление в центральной Норвегии у острова Хитра спурдогов и даже тунца, а теперь вот крупная мольва выше Лофотен.

Рыбалкой мы остались довольны, а на обратном пути нас порадовала своей грацией стая касаток: в штилевом море они смотрелись особенно красиво.

Немного об укачивании. На мой взгляд, сильнее всего укачивает зыбь - длинные пологие волны, идущие из океана в любую погоду (часто их называют накатными волнами). И иногда даже в штиль они бывают довольно высокими - на них качаешься, как на качелях. Это нужно учитывать тем, кто пользуется таблетками от укачивания. Штилевая погода не должна вводить их в заблуждение. Вот эта фотография хорошо показывает, что такое зыбь в штиль.  

СНАСТИ
Поскольку мы нацеливались на скрея, в арсенале в основном были гигантские джиг-головки и крупные пилькеры. 
С пилькерами все ясно - форма "банан", хром или светонакопительные (учитывая глубину стоянок скрея). Джиг-головки, как обычно, испытанные Gavage Gear и Royber. Расцветки как уже проверенные, так и новые. 
Обычно самыми рабочими  по треске весной бывают черно-белые, красно-белые, розовые комбинации цветов. Но в этот раз "выстрелили" ройберовские виброхвосты  "под сайду", особенно классический большой (28 см, 630 г в снаряженном виде). 

   
Неожиданно хорошо сработала головка Savage Gear 3d Herring Big Shad Green Glow (600 гр, 30 см). Правда, сейчас они продаются без второго крючка, а я покупал более раннюю модель




Неожиданно потому, что на нескольких рыбалках до этого она себя особо не проявила. Это лишний раз подтверждает истину, что всегда нужно нужно пробовать, искать  наиболее уловистую оснастку.

   
Условия ловли были самые разные. Первые дни, когда было ветрено, мы ловили джиг-головками - даже 600-граммовые пилькеры уносило очень далеко и под таким острым углом ловить ими было невозможно. А виброхвостами при такой скорости дрейфа даже играть не надо было - просто держать в нужном горизонте. Получалось что-то типа троллинга

  
А вот в день, когда штиль позволил нам найти скрея, дрейфа практически не было. Пилькер нормально работал, но рыба на него шла не очень крупная. А вот с джиг-головками сначала было сложнее: обычная игра, изображающая раненую рыбку, впечатления на скрея особо не производила.  Пришлось искать варианты. Сработал вертикальный "троллинг": головку опускали до дна и потом довольно энергично поднимали примерно до середины толщи воды и потом вновь отпускали в свободный "полет". Чаще всего поклевки происходили в начале этого полета в глубину.


БЫТ
Поселок небольшой, всего около 400 жителей. 


Население в основном связано с рыбным делом: есть небольшой, но очень современный рыбзавод - треску разделывает роботизированная линия, используя рентгеновскую технологию: машина находит кости рыб и с помощью мощной струи воды быстро и точно готовит филе рыбы, и небольшая "флотилия" частных промысловых суденышек.






На "главной площади" есть небольшой магазин, в котором есть все необходимое, включая пилькеры (гигантских джиг-головок нет). Рядом с ним небольшая АЗС.

Для более капитальных закупок, а также для пополнения запасов соответствующих напитков придется съездить в городок Finnsnes (примерно час в один конец).

    
Поездка нам понравилась - и база, и необычайно красоты природа, и рыбалка. А главное - ее перспективы: очень привлекательны несколько палтусиных мест, которые нужно обязательно "проверить" летом, а хорошо бы еще и осенью. А самое интересное - реальная возможность рыбалки зимой, с конца января, когда и берега "пасется" самый крупный скрей... 
Tight lines!