ВОТ И ПОЗНАКОМИЛИСЬ

Об этой интересной рыбалке - ловле мерлузы (европейский хек) в центральной Норвегии в районе острова Хитра я слышал давно. Но все как-то не удавалось в ней поучаствовать, хотя выход этой рыбы с глубины на нерест в шхеры в этих местах начинается в середине лета и продолжается около двух месяцев..
Но вот свершилось: приехав в разгар сентябрьской золотой осени на Хитру в надежде половить крупную мольву, мы неожиданно для себя попали на настоящий праздник рыбалки - нерестовый "жор" мерлузы и познакомились с ней "вплотную".

Наше сентябрьское рыболовное путешествие по Норвегии состояло из двух частей: пять дней мы запланировали провести на острове Хитра , окрестности которого славятся крупной мольвой (за которой, собственно, и ехали), а затем за день 1500-километровым "броском"  переместиться на остров Соройя на севере страны, чтобы попытаться реализовать давнюю мечту - поймать пятнистую зубатку. Моим напарником на этот раз был Виктор Аликин - опытный морской рыболов и коллега по команде EFSA Russia.

Маршрут на Хитру уже отработан до мелочей: старт в час ночи, спокойный (без очередей) переход границы пополудни, заезд в супермаркет для закупки продуктов и в 20 часов погрузка в Турку на паром в Стокгольм.
На следующий день после раннего (паром прибывает в порт в 6 утра), но плотного завтрака на борту, плавно педаллируем 900 км с короткими "кофебрейками" и сбором грибов на ужин - и к вечеру мы на Хитре, на базе "Долмсундет Марина" - с нашей точки зрения она имеет самое удобное с точки зрения рыбалки расположение.

Погода была отменная, а золотая очень в Швеции и Норвегии - это не описать, это надо видеть. Фотографии и видео не в состоянии передать этого буйства красок.

Но вернемся к рыбалке. В первый день, подловив некрупной сайды и макрели на наживку, мы занялись поиском мольвы в "проверенных" местах - и не увидели ни поклевки несмотря на то, что погода была великолепная - несильный ветер обеспечивал классический дрейф.

Скорее всего причина была в том, что осень в этом году в центральной Норвегии очень теплая и вода не остыла, а мольва любит холодную воду.  Это нас озадачило и расстроило. Но делать нечего, и мы отправились к правой оконечности острова Фройя, где на большой банке обычно держится треска, а в заливах у острова можно половить зубатку.

После 30-минутного перехода (на катере с мотором 90 л.с.) мы добрались до нужной банки, но и там нас ожидало разочарование: рыба не клевала.
Однако чуть в стороне, на "столе" с глубинами 70-80 м крутилось несколько лодок с разных баз и мы решили посмотреть, что же они там ловят.

Мы видели, что периодически они вытаскивают каких-то длинных рыбин, но бинокля на катере не было (себе на заметку: бинокль на рыбалке в море надо иметь) и разглядеть кого, как и на что они ловят мы не могли, а совсем близко подходить не хотелось - неудобно как-то.

Поэтому решили просто ловить всеми доступными нам средствами в надежде, что "нащупаем" нужные оснастки.
Пилькеры результата не дали, донные оснастки - на наживку и на мертвую рыбку - тоже. Это нас озадачило. И пока Виктор эксперементировал с имитаций личинки угря

я решил пустить в ход "оружие последней надежды" - проверенную "в боях", изодранную рыбьими зубами 400-граммовую красно-белую гигантскую джиг-головку Royber с одинарным подвижным крючком (модель 2014 года, так и не пошедшая в серию, но выпущенная небольшой партией (описание можно посмотреть здесь http://www.seatackles.blogspot.ru/2014/05/royber.html). Кое-где их еще можно найти в продаже). Как и большинство моих гигантских джиг-головок, она была "оттьюнингованна" дополнительным тройником, на который я насадил и закрепил эластичной нитью кусочек филейки (по совету палтусятника Роджера с острова Фройя http://seatackles.blogspot.ru/2014/07/blog-post_28.html).

И ройбер не подвел: буквально через минуту последовал удар, яростное сопротивление и на борту оказалась до селе ни разу не виданная нами рыба - мерлуза.

• ВИКИПЕДИЯ.
  • Европейская мерлуза, или обыкновенная мерлуза, или европейский хек, или обыкновенный хек (лат. Merluccius merluccius) — вид рыб из семейства мерлузовых Merlucciidae)
  • Серебристо-серая рыба длиной до 1,4 м. Максимальный вес — 15 кг. Максимальная продолжительность жизни 20 лет
  • Распространена в Средиземном море, восточной Атлантике, от берегов Норвегии и Исландии до Мавритании. Встречается в Черном море. Она обычна на глубине 70—370 м, хотя попадается и на глубине до 1000 м, как правило, на шельфе
  • Днём держится у дна, по ночам поднимается в верхние слои воды. Взрослые рыбы питаются пелагической рыбой (анчоусами, сельдью, скумбрией, сардиной, тресковыми) и кальмарами; молодь — мелкими ракообразными,
  • Нерест в европейских водах очень продолжителен — с весны до осени; икрометание порционное. Выметанные икринки всплывают к поверхности; личинки живут в толще воды до фазы малька, после чего постепенно переходят к придонному образу жизни
И хотя мерлуза попалась небольшая, главное - была найдена оснастка. Виктор незамедлительно последовал моему примеру, взяв классический ройбер, прикрутив приманку к штанге

Погода нам благоприятствовала - с каждым днем море становилось все спокойнее, но дрейф при этом "обеспечивали" приливы и отливы. И каждым днем становилось все больше мерлузы и лодкок в акватории, где она держалась - в день отъезда мы насчитали в этом месте 32 штуки со всех баз в оруге!.

Рыба клевала уверенно и жадно. Мы попробывали два вида джиг-головок весом от 300 до 500 гр (погода позволяла): несколько расцветок уже упомянутых Royber и довольно популярных и уловистых Savage Gear - розового цвета и расцветки "тупик". Результат был превосходен

Очень крупных рыбин не попадалось: самая большая весила чуть больше 7 кг, а в основном  - от 3 до 5 кг.

Надо заметить, что у мерлузы очень большая пасть и множество острейших зубов

Поэтому даже 500-граммовую джиг-головку даже небольшая рыбина заглатывала почти полностью

Но чаще поклевки были снизу, на "тьюнинговый" тройник с кусочком филейки

который оказывался глубоко в пасти рыбы. И тут мы стокнулись с проблемой: даже кевларовый шнур, на котором привязан тройник, сопротивляющаяся рыба трепал острейшими зубами и приводила его в негодность. Пришлось срочно переделывать и ставить тройники на толстом монофиле, который скользил по зубам рыбы.

вместо кевларового шнура

пришлось ставить монофил
Надо сказать, что в последующие дни рыба стала клевать и на пилькеры. На других катерах ловили в основном на них со ставками с 2-3 крючками, на которых стояли крючки с "силиконом" 12-15 см длиной красного, желтого, белого цвета. На сколько я смог разглядеть, большинство поклевок приходилось на ставки. Могу себе представить, что оставалось от этого "силикона" после 1-2 "соприкосновений" с зубами мерлузы

Для рыбалки была необходима наживка, и мы нашли хорошее место около садков рыбной фермы (ближе 100 м к ним подходить нельзя - там стоят видеокамеры, штраф 500 евро), где в первый же день быстро наловили нужное количество макрели (скумбрии).

А вот на следующий и в последующие дни потерпели полное фиаско: в пролив вошли дельфины и макрель как ветром сдуло. Пришлось искать на банках в заливе мелкую сайду.

Место ловли - огромный ровный "стол" с небольшим перепадом глубины 70-85 м. Даже немного в сторону от него поклевки резко сходили на нет. Дно почти везде песчаное. Рыбы много, но даже большой эхолот на нашем катере ее практически не видел.

Вкусовые качества мерлузы превосходны. Нам рассказали, что эта рыба включена в основное меню норвежской королевской семьи. Полностью поддерживаю их выбор :)

Не рыбой единой жив человек, и мы, как всегда, воспользовались тем, что на базе Долмсундет Марина под пирсом большая глубина, вязли на прокат пару краболовок и поставили их прямо с пирса на 25-30-метровую глубину.

База Долмсундет Марина - излюбленное место "нырков": здесь очень прозрачная вода и разрешена подводная охота. А в шхерах вокруг базы довольно много гребешка. Натуральный обмен мерлуза-гребешки позволил нам полакомиться и этим деликатесом

У нас практически не было свободного времени, а в это время на Хитре можно очень неплохо походить за грибами  (белые, подосиновики, подберезовики, маслята) и ягодами.
Слышали мы по вечерам и стрельбу из охотничьих ружей - уже была открыта охота на гуся и каких-то еще водоплавующих, а также оленей и косуль, которыми остров изобилует.

В целом эта часть поездки оказалась очень удачной по всем параметрам - и по рыбалке, и по погоде. Похоже, что сентябрь в центральной Норвегии с его золотой осенью - благодатное время для отдыха и рыбалки.
Тем же, кого заинтересует конкретно ловля мерлузы, нужно иметь в виду, что, как я уже сказал в начале, она выходит на мелководье на нерест в середине лета и август с сентябрем наиболее удачное время для этой рыбалки. Кроме того, в августе-сентябре активизируется палтус. Правда, вокруг Хитры он не очень большой, но  экземпляры в 50-60 кг иногда попадаются. А если погода будет по-холоднее, то в сентябре еще и крупную мольву можно "зацепить".