ПРИВЕТ ТЕБЕ, УЮТНЫЙ УГОЛОК... Весенняя рыбалка на норвежской "баренцухе"

"Проверить" с точки зрения морской рыбалки норвежское побережье Баренцева моря я хотел давно. Не раз, направляясь к Нордкапу и "крутясь" на машине по серпантину вдоль 120-километрового Порсангер-фьорда, по ширине больше   похожего на большой залив, я размышлял о том, что интересно было бы узнать, заходит ли туда весной на нерест скрей.   Считается, что после нагула в Баренцевом море он, огибая Нордкап, направляется продолжать род в основном к Лофотенам и  есть ли разница в рыбалке с разных сторон от самой северной точки Европы.


Года два назад я списывался с владельцем двух рыболовных баз, расположенных на берегу Порсангер-фьорда в местечках Репвог (Repvag) и Сарнес (Sarnes). Но тогда что-то не сложилось со сроками.  Нынешней весной мы решили проработать это направление и я по старым контактам стал связываться базой в Репвоге (она по-больше).  Тут меня ожидал сюрприз: оказалось, что владельцем базы стал наш соотечественник, москвич Павел Мягков, а называется она теперь «Русская рыбалка в Норвегии» (РРН) (Рыболовная база "Русская рыбалка в Норвегии").




От него я узнал, что после «передачи дел» база готовится к сезону 2014 (открытие 12 апреля). Задумано несколько «фишек», которые должны выгодно отличать РРН от других: это большое количество двухместных номеров с удобствами в номере (и то, и другое – редкость для норвежских рыболовных баз), трехразовое питание, входящее в стоимость путевки (тоже почти не встретишь), но самое главное – автобусное сообщение Москва-Репвог: по четвергам вечером огромный комфортабельный MAN будет отправляться из Москвы в Репвог и через неделю в воскресенье вечером возвращать рыболовов в столицу.



 Рассматривается и вопрос подбора групп в Санкт-Петербурге, а если маршрут будет проходить через Мурманск -  из Мурманска.
 Благодаря этой, последней, «фишке» нам и удалось попасть в Репвог в середине марта. Только что приобретенный автобус отправлялся в тестовую поездку и у нас появилась возможность не только половить весной в «баренцухе», но и на себе проверить, насколько комфортным будет такой способ заезда на базу.

ТРАФИК.
В качестве эксперимента и с подачи «интернет-знатоков» дорог в Норвегию,  маршрут проложили не традиционный, через Выборг, а по Мурманской дороге, которую, по словам «очевидцев», только что отремонтировали. Был выбран вариант Москва-Петрозаводск-Мурманск и через погранпереход Лотта – в Финляндию и далее в северную Норвегию. 



Сомнения в его целесообразности были с самого начала – маршрут почти на 200 км длиннее, чем традиционным путем через Выборг и Финляндию, и большая его часть проходит по нашим дорогам. Но «знатоки» утверждали, что практически вся трасса Москва-Мурманск реконструирована и стала чуть ли не лучше финских. Их бы слова – да богу в уши!
Не доезжая Санкт-Петербурга, по совету навигатора и руководствуясь здравым смыслом, мы свернули с трассы Е105 Москва-Санкт-Петербург на Кириши и Волхов, наивно полагая, что это самый быстрый путь. Как бы не так! Раздолбанная двухрядка и довольно существенное движение заставили плестись со скорость около 60-70 км/час и, возможно, крюк через КАД оказался бы хоть и длиннее, но быстрее.


.

Видео
Но вот мы выбрались на трассу Санкт-Петербург-Мурманск (которая, по утверждению «знатоков», не хуже финской) и… дорога (именно дорога – трассой двухрядку с узкими обочинами ну никак нельзя  назвать) сносная, но на реконструированную (а тем более на «финскую») совсем не тянет. 
Видео
Да и покрытие местами оставляет желать лучшего. В общем, максимально разрешенной автобусу скорости в 100 км/час набирать не удавалось.



А самый кошмар начался ночью: проехав около 2/3 пути от Питера до Мурманска  мы оказались на  100-километровом участке дороги, который серьезно ремонтируется по всей длине. Сказать, что это были колдобины – ничего не сказать. А два участка по 10-20 км были вообще без покрытия! Скорость на этих ста километрах едва превышала 20-30 км/час. Сфотографировать этот кошмар нам не удалось, а вот короткие видеоролики дадут представление о том, что это было.
Видео
Видео
Ближе к Мурманску дорого стала заметно лучше, но все равно на трассу она даже отремонтированная не тянет. 
В результате наше опоздание по отношению в расчетному графику составило почти 12 часов!
Были  два других варианта «мурманского» маршрута: свернуть за Медвежьегорском налево в сторону Костомукши и пересечь границу через погранпереход Люття 





или свернуть налево у Кандалакши и пересекать финскую границу через погранпереход Салла  


Но оба эти варианта мы забраковали еще в Москве,  даже "знатоки" предупреждали, что эти  дороги в сторону границы не ремонтировались очень давно и есть участки, которые без риска повредить машину можно проехать только на настоящем внедорожнике. А на нашем маршруте дорога от Мурманска к границе  оказалась, к счастью, вполне "скандинавской": нормальное покрытие и снежный накат
Такими же были и дороги по Финляндии и  Норвегии


Еще в Москве мы узнали, что на маршрутах в Норвегию через Карелию или Мурманскую область нас ждет еще одна "засада" - нужно попасть на пограничный переход в часы его работы. В отличие от их «собратьев» в Ленинградской области, эти переходы работают не круглые сутки, да еще и немного в разное время. Например, Салла пропускает с 7 до 21, а Лотта – с 8 до 22. При этом с финской стороны пропускной пункт может уже не работать, например, Люття с нашей стороны работает с 8 до 22, а с финской – с 7 до 21. Последний отрицательный «бантик» этих маршрутов – отсутствие магазинов Дьюти Фри на границе.

Таким образом, для себя я сделал однозначный вывод: без особой надобности поездки в Норвегию через Карелию и Мурманскую область не целесообразны.


РЫБАЛКА
Как я уже сказал, база находится в населенном пункте Репвог на берегах узкого заливчика внутри полуострова на левой стороне Порсангер-фьорда.




Полуостров находится довольно глубоко в фьорде, но при этом фьорд очень широкий – до 30 км, правильней его было назвать заливом. Главный вопрос, который меня интересовал – какая рыбалка в акватории базы – фьордная или как в открытом море, заходит ли весной на нерест скрей и как далеко вглубь? Были опасения что акватория базы слишком далеко от «большой воды».
Результат превзошел все ожидания. Небольшой залив слева от базы, эдакий уютный уголок, буквально в 5-10 минутах хода, оказался буквально набит скреем.



Для рыбалки нашей команде был выделен промысловый ботик (их на базе два), вдоль бортов которого комфортно размещаются 8-10 рыболовов. Единственный его минус – тихоходность.




Но на базе есть и обычные для норвежских рыболовных баз 5-6-метровые лодки с моторами 40 лс.
Итак, ближайшее место ловли скрея весной находится практически рядом с базой, а сам залив прикрыт горами от ветров – большой плюс, особенно для тех, кого укачивает.



Наиболее сильно укачивающая накатная океанская волна сюда, конечно, доходит (фьорд очень широкий), но  не в такой степени, как в открытом море.
Эхолот просто разрывался от рыбьих засветок по всей толще воды.



Первые же спуски пилькеров показали, что рыбы «море» и сразу была принята «генеральная линия»: все, что меньше 3-4 кг – отпускаем.

При таком обилии рыбы говорить  об уловистости той или иной снасти не приходилось – треска хватала все, что падает вниз. Поэтому большинство из нас быстро отказались от ставок даже с крючками 12/0 –  и ловили на голые пилькеры.
Изредка попадались и «зачетные» экземпляры в районе «пятнашки»





А вот трофейных экземпляров нам поймать не удалось: я применил весь имеющийся арсенал, но даже на «неотразимые» тресковые гигантские джиг-головкаи Big Bob длиной почти полметра нон-стоп бросалась 3-5-килограммовая «мелочь». Такое впечатление, что «крупняку» просто не давали подойти – то, что он там был, сомнению не подлежит.
Но это дело времени: нужно изучить акваторию и найти места, где поимка крупного скрея наиболее вероятна. Одно из таких перспективных мест мы нашли на следующий день, когда двинулись от базы в сторону моря, чтобы половить на банках.
Ближайшая банка с «классическим» перепадом глубин 30-50-100 тоже находится рядом базой – чуть правее выхода из залива. Вторая (за профиль ее местные рыболовы назвали «Лысая голова») – примерно 30-40 минутах хода на совсем небыстрой шхуне. 



Первая банка находится как раз на пути скрея в залив, и поэтому она тоже была плотно им оккупирована. 

А вот вторая банка, напротив, была плотно «заселена» мелкой сайдой - настолько, что пилькер, падая, буквально продирался сквозь рыбу, временами даже застревая в ней так, что провисал шнур. Это порадовало с двух точек зрения. Во первых, у подножья таких банок с сайдой обычно пасется крупняк, включа палтуса, и это место очень перспективное. Во вторых, здесь можно запастись наживкой для ловли зубатки и палтуса на филейку или мертвую рыбку.
Зубатки в акватории базы много. И хотя сейчас, ранней весной, она еще не так активна и держится в основном глубже, чем обычно, тем не менее, донные оснастки для ловли «на стук», как обычно, хорошо отработали. Ловля на них на 40-50 метровой глубине на каменистых плато исправно приносила 2-3-килограммовые экземпляры.





Что касается палтуса, то и он есть в заливе. Сети местных рыбаков постоянно стояли вот в этой зоне и ежедневно у них в уловах было несколько «гастрономических» палтусов весом примерно до 20-25 кг.



Классическая палтусиная поляна – надо только подобрать к ним «ключик» (оснастки). Думаю, это дело недалекого будущего.
Большие, 200-300-метровые глубины ближе к середине фьорда, позволяют надеяться на ловлю красного окуня. Это еще предстоит проверить.
В целом, думаю, с точки зрения рыбалки, место очень перспективное. Учитывая «прикрытость» от капризов погоды и близость «рыбьих полян». Особенно для новичков - легко накопить необходимый опыт.

КРАБЫ
В акватории базы очень много королевского (или камчатского) краба. Корлевским его, наверное, зовут за размер. 


Как минимум краба можно купить у местный промысловиков.


А как максимум, видимо будет возможность взять напрокат небольшие краболовки, которые можно поставить с обычной лодки, и половить самому. Пока есть неясности с разрешением на ловлю крабов для туристов, хотя на базах с другой стороны Нордкапа это не возбраняется.



СНАСТИ И ОСНАСТКИ
Та часть нашей группы, что приехала без своих снастей, использовала «базовый» набор, арендованный на базе: достаточно жесткие 50-либровые «палки» Blue Marlin длиной 1,8-2,3 м, мультипликаторные или морские безинерционные катушки со шнуром 50 либров и в качестве оснасток – разнокалиберные пилькеры со ставками (которые в процессе заменяли на шок-лидеры без крючков, чтобы не собирать «мелочь»). Крючки на ставках – Gymmy Makk 10/0 – 12/0.



У меня и у моей постоянной напарницы по морским рыбалкам Юлии Гончаровой «арсенал» был более широким: «палки» и катушки Blue Marlin, Penn и WFT, а помимо пилькеров – гигантский силикон, донные снасточки  и для ловли на мертвую рыбку.



В Норвегии в марте зима еще «в полный рост». Правда в нашем понимании это вроде бы как и не зима: температура в минус 15 градусов считается очень сильным морозом, а обычные зимние температуры пляшут на 2-3 градуса «вокруг» нуля. Нам «повезло»: с первого дня зарядили снегопады и даже днем подмораживало до минус 7-8 градусов. Это стало испытанием, главным образом, для одежды и катушек.




Однако никаких проблем ни с тем, ни с другим не было и даже шнур (на удивление) не замерзал на шпуле, хотя палки мы оставляли в лодке на ночь, чтобы не образовался конденсат во фрикционах. А вот на кольцах и тюльпанах водичка намерзала.



Из оснасток я хотел проверить несколько новых пилькеров, но реальную картину их уловистости в условиях такого активного клева получить невозможно. А вот ловля пилькером на шок-лидере с привлекающим элементом – светонакопительным пропеллером обнадежила: часто попадались экземпляры покрупнее и поклевки были «злее».

 Но одна рыбалка – не показатель – будем накапливать статистику.



РЫБОЛОВНАЯ БАЗА 
База "Русская рыбалка в Норвегии" состоит из двух частей. Основная – гостиница, ресторан, пирсы с лодками, разделочная, морозильные камеры – находятся на правом берегу залива



Номера в гостинице двух видов: очень бюджетные двухместные эконом-класса – совсем небольшие и спартанские, но тем не менее с санузлом и душем





и апартаменты нескольких видов – тоже небольшие, но достаточно комфортные


На другом берегу залива (1,3 км от пирса по дороге), на возвышенности, расположен гостевой дом, на двух этажах которого находится по 4 спальни, санузлы и кухня с гостиной.



Как я уже говорил, одна из «фишек» базы «Русская рыбалка в Норвегии» - трехразовое питание. И если обед обычно берут в ланч-боксах с собой на рыбалку, то завтрак и ужин проходит в довольно большом и оригинально оформленном ресторане прямо на пирсе



Также на пирсе расположены теплая разделочная для обработки рыбы (столы, пресная вода) и две морозильные камеры глубокой заморозки по 8 отсеков в каждой.









 
У новых хозяев базы громадьё планов и, если они осуществлятся, то, без сомнения, это будет одно из наиболее интересных с точки зрения рыболовного туризма баз. 
Tight lines!

Рыболовная база "Русская рыбалка в Норвегии" (РРН)
www.rfnorway.ru
Тел.: +7 985 450 00 00
info@rfnorway.ru
скайп fisfingnorway